«Чисто английское барокко»

February, 16, 2020

«Чисто английское барокко»

«Чисто английское барокко»

Губернаторский камерный оркестр
«Российская камерата»

Губернаторский камерный хор
«Русский партес»

Солисты:

заслуженная артистка России
Татьяна Скворцова
(сопрано)

лауреаты международных конкурсов

Ольга Атрохова
(меццо-сопрано)

Эммануила Штуко
(сопрано)

Юрий Фельдшеров
(бас)

Ольга Орлова
(клавесин)

Анна Спирина
(орган)

Дирижер –
дирижер Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 
Мария Максимчук

В программе:
Джон Доуленд. Семь мадригалов из цикла «Первая книга песен»
Генри Пёрселл. Опера-маска по пьесе У. Шекспира «Тимон Афинский» Российская премьера!
                               Увертюра и рондо из сюиты к пьесе «Абделазар»

 

«Британским Орфеем» назвали Генри Перселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами Уильяма Шекспира, Джордаж Байрона, Чарльза Диккенса. Творчество композитора развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса; возникали демократические формы музыкальной жизни – платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Генри Перселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Творческий гений композитора, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque – сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами). Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности.

Одной из наиболее ярких опер-масок Генри Перселла является «Тимон Афинский», музыка к которой была написана к постановке одноименной трагедии Уильяма Шекспира в 1694 году. Точнее сказать, к адаптации пьесы, поскольку оригинальный текст считается неоконченным и содержащим добавления разных авторов. Опера рассказывает о состоятельном афинянине Тимоне, чьи гуманизм, готовность помощь страждущим, внимание к трудностям простых людей подверглись осуждению и гонениям со стороны знати. Это вынудило Тимона стать отшельником и мизантропом, отдалиться от общества с его проблемами и, в итоге, окончить дни свои в одиночестве.

Английский композитор, певец, поэт, лютнист Джон Доуленд сегодня известен главным образом как создатель так называемых «меланхоличных песен», а также своей инструментальной музыкой, которая в изменённом виде была источником репертуара для классических гитаристов двадцатого века.

В 1588 году в Оксфордском университете композитор получил звание бакалавра музыки. В 1594 года Д. Доуденд собирался занять должность лютниста при английском дворе, но попытка была неудачной, он утверждал, что причиной отказа была его католическая вера, которая не принималась в протестантской Англии, однако, в это время много известных музыкантов-католиков служили при дворе Елизаветы I.

С 1598 года Д. Доуленд работал у Короля Дании Кристиана IV, которому очень нравилась музыка и он платил Доуленду астрономическую сумму в 500 ригсдалеров в год (Д. Доуленд был одним из самых высокооплачиваемых служащих датского королевства). Несмотря на это он не идеально относился к своим обязанностям, часто отлучался в Англию для издания своих произведений и к своей семье, которая всегда оставалась в Англии, был уволен в 1606 года и вернулся в Англию. В начале 1612 года он получил должность придворного лютниста при Короле Англии Якове I и служил ему до конца жизни. В 1597 году Джон Доуленд опубликовал свою «Первую книгу песен» в Лондоне. Это была одна из самых влиятельных и важных музыкальных публикаций в истории лютни. В этот сборник вошли как сольные произведения для лютни, так и различные комбинации лютни с другими инструментами и с голосом.

В двадцатом веке музыка Джона Доуленда была буквально воскрешена – как в связи с общим ростом интереса к музыкальной культуре барокко, так и благодаря расширению репертуара академической гитары за счёт лютневой музыки. Знаменитая вариация на тему Д. Доуленда была сочинена Бенджамином Бриттеном для гитариста и лютниста Джулиана Брима. Песни Джона Доуленда исполняют знаменитые Элвис Костелло и Стинг.

Стоимость билетов: 450 руб.

Ф.И.О. E-mail